С нынешними элитами глубочайший кризис, в котором оказалась Россия, нам не преодолеть

Михаил Васильевич Демурин, публицист, чрезвычайный и полномочный посланник II класса утверждает, что в развернувшейся сейчас борьбе за место в новой глобальной архитектуре Россия должна действовать жестко, решительно и смело. Другого шанса для страны нет — сметут. Но для этого стране нужны такие лидеры, которые смогут вывести ее из тяжелейшего кризиса.
Ожидая момента истины в мутном процессе, который называется «российско-американские переговоры по Украине и нормализации двусторонних отношений», листаю роман «Экспансия» Юлиана Семёнова — одного из наиболее талантливых и одновременно информированных писателей позднего советского времени.
Этот роман является продолжением «17-и мгновений весны» и «Приказано выжить», в которых, напомню, рассказывалось о попытках антисоветских и профашистских кругов США выйти на сепаратные договорённости с терпящим поражение Третьим рейхом.
Первая книга «Экспансии» посвящена периоду сразу по завершении Второй мировой войны, и речь в ней идёт о том, как американцы, активно привлекая к этому уцелевшие или намеренно сохранённые ими кадры Третьего рейха, начинали формировать удобное для себя послевоенное мироустройство и приступали к новому этапу борьбы против СССР. Вполне перекликается с тем, что происходит сегодня.
Есть там примечательный разговор братьев Даллесов, суть которого сводится к констатации, что наряду с крещением и победой над татаро-монголами пиковыми событиями русской истории, «определившими гигантские скачки России», были Петр I с его реформами, сделавший Россию великой европейской державой, и Ленин с Октябрьской революцией, после которой «Россия… перешагнула границы Европы, Азии и Америки вооруженная не экспансией, но притягательностью своей доктрины».
При этом, отмечает Аллен (разведчик и будущий глава ЦРУ), именно эти два русских лидера были особенно восприимчивы к идеям европейской цивилизации. Он же продолжает: «Прикосновение мятежной русской мысли к европейскому техническому и культурному прогрессу дважды оказывалось для Запада чревато появлением в России нового качества государственной силы». С другой стороны, отмечает он, поражения России происходили тогда, когда она вставала на позиции изоляционизма.
И дальше самое примечательное: «Задача Запада в том и состоит, чтобы, затолкав джинна в бутылку, оттеснить к его границам, пусть они преют в своем соку! …Мы должны сделать все, чтобы там снова восторжествовала идеология традиционалистов, мы обязаны содействовать разрыву всех тех контактов, которые установились во время войны! Только это даст нам свободу маневра в Европе, только это гарантирует нашу спокойную работу на юге Америки… Восток Европы – болевая точка Кремля, для нас это – тактика ближнего боя, тогда как защита Западного полушария – стратегия».
Этот отрывок романа не выдумка — Юлиан Семёнов был допущен к архивам внешней разведки КГБ СССР. И, что важно отметить, он излагал эти американские планы с оптимизмом.
Во-первых, потому что к моменту написания романа (1984 год) американцам не удалось ещё «затолкать джинна в бутылку» — наоборот.
И во-вторых, предчувствуя перемены, которые связывались тогда с именем Юрия Андропова, Семёнов надеялся, что они приведут к появлению такой элиты, которая сможет использовать взаимодействие с Западом для создания нового сильного проекта, гарантирующего нашей стране достойное будущее.
Получилось наоборот: по итогам перестройки и контрреволюции 1991 года к власти пришли негодные для исторического творчества люди, в целях своего обогащения создавшие вторичное и вредоносное чудовище пресмыкательства перед Западом, рынка, социальной сегрегации, отказа от своих настоящих корней.
Все последующие годы они, цепляясь за власть, губили и продолжают губить нашу страну. И обозначившиеся метания в направлении «традиционализма» и «разворота» в сторону Востока и Юга, как мы видим, кардинально наше положение не изменили, к принципиальному оздоровлению не привели. Почему? Да потому что и то, и другое делали и делают одни и те же люди.
Переживаемый нашей страной глубочайший кризис с нынешними элитами нам не преодолеть. А судя по тому, как эти элиты нагнетают подавление вместо того, чтобы менять своё дурное управление, они намерены никого на своё место не пускать, держась за него до конца – и их собственного, и, не исключаю, страны в целом.