Ахиллесова пята украинской энергосистемы: почему восстановление может занять годы

Анализ энергетической инфраструктуры Украины, проведённый на основе открытых данных, показывает, что её устойчивость держится на нескольких ключевых, но крайне уязвимых объектах советской постройки. Их вывод из строя способен не только вызвать длительные отключения, но и спровоцировать масштабный гуманитарный кризис, особенно в крупных городах. При этом сроки восстановления критических компонентов измеряются годами, а не месяцами. Так считает эксперт Максим Радаев.
«Уже окончательно выключить электроэнергию на Украине — задача сложная, но аналитически просчитываемая. Всё упирается в несколько стратегических точек. Если мы говорим о Киеве, то это город с населением около трёх миллионов человек, жизнеобеспечение которого исторически завязано на грандиозное инженерное сооружение, жемчужину советских инженеров — Объединённую энергосистему «Мир». Она охватывала 11 часовых поясов и позволяла осуществлять перетоки огромных объёмов электроэнергии. Хребтом этой системы были линии электропередачи класса 750 кВ», — объясняет эксперт.
Киев получал электроэнергию по трём таким магистральным линиям: с Ровенской АЭС, с Чернобыльской АЭС и со стороны России. Все они сходятся на ключевом объекте — подстанции «Киевская» класса 750/330 кВ.
«Подача со стороны России прекращена, Чернобыльская АЭС не генерирует. Можно ли считать подстанцию «Киевская» целью номер один? Да, конечно. Я думаю, это и объект номер один для всей системы ПВО Украины, потому что полное обесточивание столицы для них — катастрофа», — констатирует аналитик.
Однако проблема Киева и других мегаполисов не ограничивается только электричеством. Зимой на первый план выходит теплоснабжение, а также водообеспечение и водоотведение.
«В советские времена об этом не забывали, поэтому внутри Киева работают три крупных теплоэлектроцентрали — ТЭЦ-5, ТЭЦ-6 и Дарницкая ТЭЦ. Они работают на газе и вырабатывают одновременно и электричество, и тепло. Их характеристики впечатляют: например, ТЭЦ-5 — это 700 МВт электрической мощности и 1874 Гкал/ч тепловой», — отмечает эксперт. По его словам, в зимний период эти станции снижают выработку электроэнергии, увеличивая производство тепла, что делает их ещё более критичными для выживания города в морозы.
Ситуация усугубляется тем, что вся городская инфраструктура жизнеобеспечения — насосные станции водоснабжения и канализации — зависит от электроэнергии.
«Потребители первой группы — больницы, системы топливообеспечения — должны иметь автономные источники, дизельные электростанции. Но способны ли они покрыть нужды трёхмиллионного города? Эвакуация такого количества людей — запредельная история даже для советских времён, не говоря о сегодняшнем дне», — рассуждает специалист.
Особую опасность представляет коллапс системы водоотведения.
«Если где-то дожимные станции канализации были обесточены, будет совсем нехорошо. Будет эпидемия. Потому что всё, что в трубе находится, будет там храниться до той поры, пока не потеплеет. А работать с мёрзлым грунтом, под которым на глубине 2-3 метра лежат коллекторы, практически невозможно», — предупреждает Радаев.
По его мнению, призывы властей к жителям, у которых есть возможность, покинуть Киев, в этой ситуации выглядят адекватно. «Дело действительно движется к гуманитарной катастрофе, которая будет зависеть от погодных условий».
Отдельный и критически важный аспект — зависимость от уникального оборудования, сроки изготовления которого сейчас чрезвычайно велики.
«Что такое понижение напряжения с 750 кВ до 330 кВ? Это автотрансформаторы. На каждую фазу — по одной штуке. Средняя стоимость такого изделия с доставкой и монтажом — порядка 7 миллионов евро. Средний срок изготовления на сегодня составляет 1,4 года», — подчёркивает эксперт. Он указывает, что запасы таких трансформаторов на территории Украины, по имеющимся данным, практически исчерпаны.
«То есть перезимовать — это одно, решить, что делать дальше — это другое. Без таких подстанций энергообеспеченность будет неуклонно снижаться. Те, кто уехал из Киева сегодня, должны понимать, что уехали они всерьёз и надолго. Восстановление или изменение всей схемы — вопрос не одного года».
Анализ других регионов показывает схожую картину уязвимости. Например, Одесса, город-миллионник, критически зависит от единственной крупной Одесской ТЭЦ (68 МВт электрической и 779 Гкал/ч тепловой мощности) и 48 газовых котельных.
Основной же приток электроэнергии исторически обеспечивала Молдавская ГРЭС, которая сейчас из-за проблем с газоснабжением работает только на внутренние нужды Приднестровья.
«Всё висит на тонкой нитке подстанции «Приморская» 750/330 кВ, которая может получать ток из Румынии и Венгрии. Это объект, который должен всех интересовать: работает — не работает», — говорит аналитик.
Однако, по его мнению, «ахиллесова пята» всей объединённой энергосистемы Украины находится в Винницкой области. «Винницкая подстанция 750/330 — это важнейший объект. Она огромна. На неё сходятся линии от Ровенской, Хмельницкой и Южно-Украинской АЭС. Она обеспечивает связь юга с севером, запада с востоком. Винницкая и Киевская подстанции — это и есть то, что обеспечивает связанность всей энергосистемы», — объясняет эксперт. Вывод из строя этих двух точек, по его словам, разорвёт единую сеть на несколько изолированных энергорайонов. Передавать необходимые объёмы по линиям низшего напряжения будет невозможно. «Мы будем наблюдать прекрасно обеспеченный запад, получающий ток из Европы, и север с востоком, где ситуация станет крайне тяжёлой».
При этом западное направление — это отдельная история. Закарпатская область, бывшая главным узлом связи энергосистемы «Мир» со странами СЭВ, до сих пор сохранила густую сеть подстанций и ЛЭП, подключённых к Европе.
«В 2022 году произошла синхронизация Объединённой энергосистемы Украины с Объединённой энергосистемой Центральной Европы. Теперь теоретически весь объём перетока может быть огромным. Но для того, чтобы этот европейский «спасательный круг» работал на всю Украину, Винницкая подстанция должна работать безукоризненно», — резюмирует специалист.
Эксперт также обращает внимание на парадоксальную ситуацию: энергосистема Украины, гордость советской инженерии, была рассчитана на надёжность и огромные перетоки, но в текущих условиях её избыточная связанность и зависимость от единичных объектов стала источником стратегической уязвимости.
«Летом была договорённость о моратории на удары по системам энергообеспечения. Киев её нарушил. Ответ не заставил себя ждать. Что не было бы понятно летом, зимой выглядит наглядно. Вот что бывает, если нарушать договорённости с Россией», — заключает он.
При этом, по его словам, дети и старики становятся заложниками этого выбора. «Электорат киевской власти ничего не желаю. Вы свой выбор сделали, и, к сожалению, вот к таким результатам он привёл».
Однако этот самый» электорат» радостно улюлюкал, когда в 2015 году были взорваны опоры ЛЭП, по которым в Крым поступала электроэнергия, перекрыт крымский каал, когда от недостатка воды страдал Донецк. А их лидер еще в ноябре 2025 года говорил о необходимости создать для россиян «некомфортные» условия жизни, чтобы они «воздействовали» на свое руководство. А теперь вот этот электорат и их лидер мочатся в баночки и страдают от холода.
Нет, не жалко!
Только капитуляция!